Пальчиковый игротренинг
Гласные звуки
Утята (а, у, и)
Встали как-то утром в ряд |
Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки. |
Десять маленьких утят. |
Показать десять пальцев. |
Посчитались, |
Посчитать пальцы. |
Удивились, |
Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят. |
На две группы разделились. |
Руки в стороны, пальцы растопырены. |
Перышки почистили, |
Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке. |
Головкой повертели, |
Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону. |
Червячка склевали, |
Хватательные движения клювами-пальцами. |
К речке побежали. |
Пальцами «пробежаться» по столу. |
Ириски от киски (а, у, и, ы, о)
В гости к нам явилась киска. |
Из пальцев «сделать» «киску». |
Всем дает она ириски: |
Указательным пальцем правой руки «положить» на подушечки пальцев левой руки «ириски». |
Мышке, лебедю, жуку. |
Из пальцев «сделать» указанных в тексте |
Псу, зайчонку, петуху. |
«персонажей». |
Рады, рады все гостинцам! |
Из обоих кулаков одновременно и энергично |
«выбросить» пальцы. |
|
Это видим мы по лицам. |
Показать раскрытые ладони. |
Все захлопали в ладошки. |
Хлопать в ладоши. |
Побежали в гости к кошке. |
Пальцами |
Мышка мыла лапку (ы, а)
Мышка мылом мыла лапку, |
Одной рукой «мыть» другую. |
Каждый пальчик по порядку. |
Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки. |
Вот намылила Большой, |
Всеми пальцами сначала правой, а потом |
Сполоснув потом водой. |
левой руки «намыливать» большие пальцы. |
Не забыла и Указку, |
То же - с указательными пальцами. |
Смыв с него и грязь, |
|
И краску. |
|
Средний мылила усердно |
То же - со средними пальцами. |
(самый грязный был, наверно). |
|
Безымянный терла пастой - |
То же - с безымянными пальцами. |
Кожа сразу стала красной. |
|
А Мизинчик быстро мыла: |
Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы. |
Очень он боялся мыла! |
|
Дружная семья (э, а)
- Эх! - вздохнул Большак,- |
Сжать кулаки, поднять большие пальцы. |
Устал! |
Согнуть большие пальцы. |
Много дров я накидал. |
Постучать выпрямленными большими пальцами |
по столу. |
|
- Эй! Указка! Просыпайся! |
Большими пальцами постучать по указательным. |
Быстро в школу собирайся. |
Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом. |
Этак можно все проспать! |
Махнуть руками. |
Середняк, кончай зевать! |
Большими пальцами постучать по средним. |
Безымянный, марш во двор! |
Большими пальцами постучать по безымянным. |
Повалился наш забор. |
Кистями обеих рук «упасть» на стол. |
Вам с Мизинчиком - чинить, |
Большими пальцами постучать по мизинчикам. |
Мне же - кашу вам варить. |
Большим пальцем правой руки на ладони левой «варить кашу». |
Согласные звуки
Наши пальцы (п - б)
Пальцы встали дружно в ряд: |
Показать ладони с выпрямленными пальцами. |
Десять крепеньких ребят. |
Сжать пальцы в кулаки. |
Эти два - всему указки. |
Показать два указательных пальца. |
Все покажут без подсказки. |
Пальцы придерживать большими. |
Пальцы - два середнячка, |
Показать два средних пальца. |
Два здоровых бодрячка. |
Пальцы придерживать большими. |
Ну, а эти - безымянны, |
Показать безымянные пальцы. Остальные |
Молчуны, всегда упрямы. |
придерживать большими. |
Два мизинца - коротышки, |
Показать мизинцы. Все: остальные пальцы |
Непоседы и плутишки. |
придерживать большими пальцами. |
Пальцы главные средь них,- |
Показать два больших пальца, остальные |
Два больших и удалых. |
сжать в кулаки. |
Дом на горе (кг)
На горе мы видим дом |
Кистями рук сложить «домик». |
Много зелени кругом. |
Волнообразные движения кистями рук. |
Вот - деревья, вот - кусты. |
Руками сделать «деревья», «кусты». |
Вот - душистые цветы. |
Пальцами показать «бутон», «распускающийся |
цветок». |
|
Окружает все забор. |
Пальцами показать «забор». |
За забором - чистый двор. |
Погладить ладонями стол. |
Мы ворота открываем, |
Кистями рук показать «ворота»; «ворота открываются». |
К дому быстро подбегаем. |
Пальцами «пробежаться» по столу. |
В дверь стучимся: |
Постучать кулаками по столу. |
«Тук-тук-тук!» |
|
Кто-то к нам идет на стук... |
Ладонь приставить к правому уху, «прислушаться». |
В гости к другу мы пришли |
Вытянуть руки вперед, как будто преподнося |
И гостинцы принесли. |
что-то. |
Угощение гномов (к, г)
Стали гномы гостей |
Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди |
Приглашать, |
на подушечки пальцев левой руки. |
Стали гномы гостей |
|
Угощать. |
Затем - наоборот. |
Каждому гостю |
«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца. |
Досталось варенье. |
|
Пальчики склеило |
Последовательно, начиная с большого, «склеить» |
То угощение. |
соответствующие пальцы на обеих руках. |
Плотно прижалась |
Прижать ладони одна к другой. |
Ладошка к ладошке. |
|
Гости не могут |
Плечи приподнять,руки слегка развести в |
Взять даже ложки! |
стороны - «удивиться». |
Чехарда (к, г}
У кошки было пять котят, |
Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них «кошку». |
А у гусыни - пять гусят. |
Показать пять пальцев на левой руке, сделать из них «гуся». |
Детишки резвые в саду |
Кистями рук «перепрыгивать» одна через |
Сыграть решили в чехарду. |
другую несколько раз (на столе). |
У гусят-то - крылышки, |
Кисти рук скрестить: «Птичка машет крыльями»; |
У котяток - лапки. |
«Цапки-царапки». |
На крылышках-то - перышки, |
Пошевелить пальцами обеих рук. |
На лапочках - царапки. |
Показать «цапки-царапки». |
Перышки-то - мягкие, |
Погладить каждый палец сначала на правой, |
Легкие пушинки. |
потом на левой руке. |
Коготки-то острые |
«Цапками-царапками» поскрести по столешнице. |
Больно ранят спинки. |
|
Бойцы-молодцы (г, к, м)
Пальцы эти - все бойцы, |
Растопырить пальцы на обеих руках. |
Удалые молодцы. |
Сжать пальцы в кулак. |
|
Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу. |
Два - больших и крепких малых |
Приподнять два больших пальца. |
И солдат в боях бывалых. |
|
Два - гвардейца-храбреца, |
Приподнять указательные пальцы. |
Два - сметливых молодца. |
Приподнять средние пальцы. |
Два - героя безымянных, |
Приподнять безымянные пальцы. |
Но в работе очень рьяных! |
|
Два мизинца - коротышки - |
Приподнять мизинцы. |
Очень славные мальчишки! |
Хлопнуть ладонями по столу. |
Мишки (т, д, ш)
Мама мишек будит рано. |
Пальцами обеих рук изобразить «мишек». |
Не встают они с дивана! |
Удивленно пожать плечами. |
- Эй, Большак! Вставай скорей! |
Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке. |
Ждут друзья уж у дверей! |
Указать руками на дверь. |
- Ну, а ты, лентяй Указка,- |
Встряхнуть указательные пальцы. |
У тебя засохла краска! |
Изобразить руками ведро. |
Вы должны с Середняком |
Встряхнуть средние пальцы. |
Побелить амбар и дом. |
Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху - вниз, снизу - вверх. |
Безымянный, мой бедняжка! |
Погладить безымянный палец пальцами |
Знаю, болен был ты тяжко. |
Другой руки |
Пожалею я тебя, |
Прижать безымянный палец к ладони и |
Полежи еще два дня. |
Погладить его. |
Ты, Мизинчик-малышок, |
Встряхнуть мизинцы. |
Роста у тебя - вершок! |
Показать, какого «роста» мизинчик. |
Но зато проказ и драк |
Погрозить мизинцу пальцем. |
Сосчитать нельзя никак! |
Сосчитать на пальцах «проказы» мизинчика. |
Листочки (е, л)
Ветер северный подул - |
Подуть на пальцы. |
«С-с-с»,- все листья |
Произнести звук «с-с». |
С липы сдул... |
|
Полетели, закружились |
Ладони обеих рук зигзагами плавно |
И на землю опустились. |
опустить на стол. |
Дождик стал по ним стучать: |
Постучать пальцами по столу. |
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» |
|
Град по ним заколотил, |
Постучать кулаками по столу. |
Листья все насквозь пробил. |
|
Снег потом припорошил, |
Плавные движения кистями рук вперед - |
назад - вперед... |
|
Одеялом их накрыл. |
Ладони крепко прижать к столу. |
3айка (с, з)
3айка - скок, зайка - скок! |
«Зайка» из пальцев скачет по столу. |
За кусток - и молчок. |
Кисть левой руки - «куст», кисть правой - |
«зайка». Он прячется» за куст. |
|
Из-за кустика выглядывает, |
Показать названные действия руками. |
На ребятушек поглядывает. |
|
3оя пальчиком грозит, |
Погрозить «зайке» пальцем. |
3айке спрятаться велит: |
|
«Бродит серый волк в лесу, |
Пальцами правой руки показать «волка». |
Он поймал вчера козу. |
Пальцами левой руки - «козу». |
Та его - рогами в бок! |
«Коза... бодает» ладонь правой руки. |
Волк отпор ей дать не смог. |
|
А коза давай бодать, |
«Коза бодается». |
По кустам его гонять! |
Вокруг «кустов» бегает «волк~. |
Волк помчался по дороге, |
Пальцами «пробежаться» по столу. |
Цыплята (ц)
Пять цыпляток, |
Большой и указательный пальцы – «клювик», остальные прижаты к ладони – «головка цыпленка». |
Пять комочков |
Все пальцы сжаты в кулак. |
Во дворе стоят у бочки. |
Пальцами изобразить «бочку». |
Захотелось им напиться. |
Приоткрыть пальцы-«клювики». |
Из щелей течет водица. |
Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз, - «струйки воды». |
Возле лужицы |
Показать, как пьют цыплятки, |
Цыплятки пьют. |
запрокидывая головки назад. |
У всех озябли лапки. |
Пальцы дрожат мелкой дрожью. |
Вот поджали коготочки, |
Прижать скрюченные пальцы к ладони. |
Побежали греться |
«Пробежаться» пальцами по столу. |
К квочке. |
|
Мышка и кошка (ш, ж)
Мышку кошка обижала, |
Пальцами правой руки изобразить «мышку», |
пальцами левой - «кошку». |
|
Мышка в норку забежала. |
«Мышка» забегает в «норку», сделанную из |
пальцев левой руки. |
|
Погрозила кошке злой: |
Погрозить пальчиком правой руки ~кошке». |
«Разберусь еще с тобой! |
|
Станешь чистить свою шубку, |
Обеими руками изобразить движения «Кошка |
умывается». |
|
Я с тобой сыграю шутку! |
Хлопнуть ладонями о стол. |
Вылью быстро банку с клеем, |
Пальцами изобразить «банку», наклонить |
Коготки твои я склею. |
ее. Пальцы на обеих руках «склеились». |
Долго в душе будешь мыться, |
Потереть каждый палец на обеих руках по |
Но не сможешь ты отмыться!» |
очереди. |
Женины гости (ж)
К Жене гости прибежали. |
Пальцы «бегут» по столу. |
Все друг другу руки жали. |
Рукопожатия.Попеременно то правая,то левая рука сверху. |
- Здравствуй, Жора! |
Пальцы по очереди «здороваются» с большими |
- Здравствуй, Жанна! |
пальцами обеих рук. |
- Рад, Сережа! |
|
- Рад, Снежана! |
|
- Не хотите ль пирожок? |
Из ладоней сложить «пирожок». |
- Может, коржик? |
Показать раскрытые ладошки. |
Иль рожок? |
Пальцы сложить в виде рожка. |
Вот драже вам на ладошку. |
Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки. |
Все берите понемножку. |
Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки «драже». |
С ручек все стряхнули крошки |
Энергично встряхнуть кистями рук. |
И захлопали в ладошки. |
Похлопать в ладоши. |
Овечки (ч)
У овечек на шубках - колечки. |
Из пальцев по очереди делать «колечки». |
Те овечки пасутся у речки. |
|
Их пасут две собачки лохматые, |
Пальцами обеих рук изобразить «собак». |
Что виляют хвостами мохнатыми. |
Кистями рук помахать, как хвостиками. |
А пастух на пригорке у дерева |
Руками изобразить «гору», затем – «дерево». |
На свирели играет затейливо. |
Пальцами обеих рук «играть на воображаемой свирели» |
Быстро бегают ловкие пальчики, |
|
На полянке цветут одуванчики. |
Обеими руками изобразить «цветок». |
Колокольчик под ветром колышется. |
Покачать из стороны в сторону кистями рук. |
Нам мелодия чудная слышится. |
Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться. |
Щели (щ)
Вот забор. |
Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу«забор». |
В заборе - щели. |
Раздвинуть пальцы. |
Пальцы в них |
|
Пролезть хотели. |
|
Сунул голову Большак - |
Просунуть большой палец левой руки между |
большим и указательным правой. |
|
Дальше не пройти никак! |
Крепко зажать большой палец. |
Вслед за ним застрял Указка. |
Указательный - между указательным и средним. |
Середняк хотел - напрасно! |
Средний - между средним и безымянным. |
Безымянный - безуспешно! |
Безымянный - между безымянным и мизинцем. |
Хоть один прошел? Конечно! |
|
Щуплый маленький мальчишка, |
|
Брат Мизинчик, коротышка, |
Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть. |
Весь прошел забор, и вот - |
|
По двору уже идет. |
Помахать мизинцем. |
Помощь братьям оказал: |
Каждый палец по очереди освободить из «плена». |
Из щелей их всех достал. |
|
|
Щука (ч, щ)
Щука хищная, зубастая, |
Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки. |
Для лещей, плотвы опасная. |
«Щука» щелкает «зубами»-пальцами. |
Ищет, чем бы поживиться? |
Две ладони сложить «лодочкой», руками |
Кто-то там в воде резвится.. |
. совершать движения, напоминающие движения рыб в воде. |
Чей-то рядом хвост мелькает. |
Помахать кистями рук, как хвостом. |
Хвать! Туг щука не зевает! |
«Пасть» щуки захлопывается. |
Но попалась на крючок. |
Указательным пальцем изобразить «крючок». |
Тащит щуку рыбачок. |
Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку». |
Хризантемы (х)
АХ! Какие хризантемы! |
Пальцами показать, как «цветок распускается». |
Мы сорвем их без проблемы. |
Обеими руками срывать воображаемые цветы. |
УХ! Охапку мы набрали! |
Обеими руками показать «охапку». |
ЭХ! Прихватим и для Вали! |
Махнуть рукой и «рвать» цветы дальше. |
ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало. |
Удивленно пожать плечами, развести руки |
Их и раньше было мало... |
в стороны. |
ОХ! Зачем мы их сгубили? |
Прижать к щекам обе руки и горестно |
Ведь не мы же их растили! |
покачать головой. |
Десять котят (л,р)
На сельский двор пришли играть |
Пальцами «шагать» по столу. |
Все десять маленьких котят. |
Показать десять пальцев, затем сделать из них «кошку». |
Один залез в хозяйский дом, |
Показать один палец. Сделать из пальцев «дом». |
Уснул на куче там с бельем, |
Ладони под щеку. |
И их осталось девять. |
Показать девять пальцев. |
Второй пошел на сеновал |
Показать два пальца. |
И к мышкам угодил на бал. Пальцами показать, как «мышки танцуют». |
|
И вот уже их восемь. |
Показать восемь пальцев. |
А третий стал ловить гусят. |
Показать три пальца. Изобразить «гусят». |
Гусь защищал своих ребят. |
«Гусь» вытягивает шею, щиплется. |
И стало их лишь семь. |
Показать семь пальцев. |
Четвертый вздумал хвост поймать |
Показать четыре пальца. |
И стал на лапы все хромать. |
Пальцы «идут», «хромая», по столу. |
Котят осталось шесть. |
Показать шесть пальцев. |
Тут пятый прыгнул на забор, |
Показать пять пальцев. Пальцами изобразить «забор». |
Перемахнул в соседний двор. |
Правая рука «перепрыгивает» через левую и «шлепается» на стол. |
Друзей всего лишь пять. |
Показать пять пальцев. |
Шестой в кладовочку проник, |
Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки «проникнуть» в неплотно сжатый кулак правой. |
Но был наказан в тот же миг. |
Щелчок по указательному пальцу. |
Четыре вот уж их. |
Показать четыре пальца. |
Седьмой пошел искать друзей |
Показать семь пальцев. Пальцы, «петляя», «шагают» по столу. |
И заблудился средь полей, |
|
Троих оставив в горе... |
Показать три пальца. |
Восьмой гонялся за осой |
Показать восемь пальцев. |
И в бочку угодил с водой. |
Из пальцев левой руки изобразить «бочку». Пальцы правой «падают» в «бочку». |
Считаем... Стало двое. |
Показать два пальца. |
Девятый скушал белену. |
Показать девять пальцев. |
В сон провалился, в пелену, |
Ладони под щеку. |
Оставив одного. |
Показать один палец. |
А тот, задравши хвост трубой, |
Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - «хвост». |
Помчался к мамочке домой, |
Пальцы «бегут» по столу. |
Свалился кубарем в овраг |
Руками изобразить «моталочку». |
И выбраться не мог никак! |
Пожать плечами. |
ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ! |
|
Вы зря печалитесь, друзья! |
Махнуть рукой. |
Под вечер в сборе вся семья. |
Крепко сжать обе руки. |
Ведь папа кот и мама кошка |
Пальцами правой руки изобразить «кота», пальцами левой - «кошку». |
Собрали всех котят в лукошко. |
Сделать «корзиночку |
Мышки и пышки . (ш, с, ч, л, р)
Десять очень славных мышек |
Показать десять пальцев, затем на обеих руках показать «мышек». |
Десять взять решили пышек. |
Показать десять пальцев. Ладонями изобразить «пирожок». |
Печь горячую открыли, |
Кистью руки показать, как открывается дверца у печи. |
К сковородке подскочили. |
Пальцы «бегут» по столу. |
Лапки все пообжигали. |
Каждый палец по очереди отскакивает от стола. |
В норку к маме побежали. |
Неплотно сжатый кулак левой руки - «норка»,туда по очереди «забегают» пальцы правой руки, затем - наоборот. |
Стала мама всех лечить, |
Каждый палец правой руки по очереди крепко |
Лапки в маслице мочить. |
прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот. |
Пластырь клеить всем на ранки, |
Указательным пальцем правой руки «наклеить» на подушечки пальцев левой руки «пластырь», затем - наоборот. |
А потом давать баранки. |
На обеих руках одновременно делать «колечки»: большой - указательный, большой - средний и т. д. |
Мак (с, л, р )
На пригорке вырос мак. |
Пальцами левой руки сделать «бутон». |
Он склонил головку так. |
«Бутон» наклонить. |
Бабочка над ним порхает, |
Кисти рук перекрестить, помахать, как |
Быстро крыльями мелькает. |
бабочки крылышками. |
По тугому стебельку |
Локоть левой руки поставить на стол, рукой |
Жук ползет: «Что там вверху?» |
изобразить «цветок». Правая рука - «жук», |
Вот дополз он до цветка, |
перебегая пальцами-лапками, ползет |
Отогнул два лепестка. |
вверх по руке-стебельку. |
|
Правой рукой отогнуть на левой руке большой и |
Внутрь забрался, поворчал, |
указательный пальцы. |
Круглый домик увидал. |
Пальцы правой руки вложить в ладошку левой. |
|
Пальцы левой руки сложить щепотью - «коробочка мака». |
Лапкой в стенку постучал, |
Каждым пальцем правой руки постучать в |
Но ответ никто не да. |
«коробочку мака». |
Облетели лепестки, |
Правой рукой отогнуть пальцы левой руки. |
Высох домик от жары. |
Пальцы левой руки сложить щепотью. |
Стал греметь, как погремушка. |
Пальцы левой руки сжать в кулак, «погреметь», |
Вот так славная игрушка! |
как погремушкой. |