Телефон:
(81439) 5-18-08
Адрес:
186660, РК, Лоухский р-н,
п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей— залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может "тормозить" процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, [Ж] и [Ш], [Ш] и [С], [С] и [Ц] и др.).

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков
  • Звук - это то, что мы слышим и          произносим.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Буква – это то, что мы видим и пишем.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

 

*      Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

*      В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

*      На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

*      Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

*      Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

*      Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
  • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

    *      Услышишь звук – хлопни в ладоши.

    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

    *      Внимательный слушатель.

    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

    *      Найди нужное слово.

    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    *      Зоркий глаз.

    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

    *      Сложи звук.

    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

    *      Скажи наоборот.

    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

    *      Какой одинаковый звук есть во всех словах?

    Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    *      Подумай, не торопись.

    Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

    - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

    - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

    - Подбери слово, чтобы первый звук был бы  [к], а последний – [а].

    - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.