• 186660, РК, Лоухский р-н, п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1
  • (81439) 5-18-08
  • ppmscentr@onego.ru
Поиск

Как и что читать детям

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемо го, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира.

По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт.

        Что приобретает ребенок, когда родители ему читают?

 

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

 Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои  звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.

        Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.

В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.    

    Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать о прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

        Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.

В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы и юмористические произведения. В старшем дошкольном возрасте приоритетными должны быть познавательные книги.

        Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.

        Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К.Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное.»

        Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

        Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Рекомендуется читать с детьми большие литературные формы — авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем.  Большие повествования обычно почти не используются в детском саду.

Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательны ми для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину.

Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

        Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

От нуля до трех:

"Радуга-дуга", стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова 
В. Сутеев "Сказки и картинки" 
Русские сказки о животных ("Колобок". "Теремок", "Репка" и т.д. 
"Рифмы матушки Гусыни" в переводе К. Чуковского, С. Маршака 
К. Чуковский "Сказки" 
С. Маршак "Сказки, песни, загадки" 
А. Барто "Игрушки", другие стихи для малышей 
С. Михалков некоторые стихи 
Д. Хармс "Стихи" 
Ю. Мориц "Стихи" 
В. Левин "Глупая лошадь" 
А.С. Пушкин "Сказки" 
И. Токмакова "Карусель" 
Б. Поттер "Ухти-Тухти", "Флопси, Мопси и Ватный хвост" 
Доктор Сьюз "Сказки" 
К. Ушинский "Сказки" 
Гаршин "Лягушка-путешественница" 

от трех до пяти лет:


Ш. Перро "Спящая красавица", "Мальчик-с-пальчик", "Кот в сапогах" 
Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" 
Братья Гримм "Сказки" 
В. Мамин Сибиряк "Серая шейка", "Аленушкины сказки" 
А. Аксаков "Аленький цветочек" 
Ф. Одоевский "Мороз Иванович", "Городок в табакерке" 
В. И. Даль Сказки 
П. Ершов "Конек Горбунок" 
Б. Житков "Что я видел" 
В. Успенский "Крокодил Гена и его друзья" 
Козлов "Ёжик в тумане", другие сказки 
Г. Остер "Котенок по имени "Гав", сказки про Мартышку, Слоненка и Удава, 
Н. Носов "Незнайка и его друзья", рассказы 
А. Линдгрен "Малыш и Карлсон", "Пеппи Длинныйчулок", "Приключения Эмиля из Ленненберги" 
К. Грэхем "Ветер в ивах" 
А. Франс "Пчелка" 
Е. Чарушин "про Топку и про всех" 
И. Токмакова "Счастливо, Ивушкин" "В стране "Нигде и никуда" 
А. Толстой "Приключения Буратино" 
 

От пяти до семи лет:


А. Милн "Винни Пух и все-все-все"
Туве Янссен сказки про Мумми Троллей 
Памела Трэверс "Мэри Поппинс" 
Сельма Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями" 
Л. Баум "Страна Оз" 
Ю. Олеша "Три толстяка" 
Л. Кэролл "Алиса в стране чудес" (в переводе Б. Заходера) 
Сетон-Томпсон "Маленькие дикари", "Рольф в лесах" 
Ф. Зальтен "Бемби" 
Г. Мало "Без семьи" 
Ф. Бернетт "Маленький лорд Фаунтлерой", "Маленькая принцесса", "Таинственный сад" 
А. Ларри "Приключения Карика и Вали" 
В. Драгунский "Денискины рассказы" 
С. Прокофьева "Лоскутик и облако", "Повелитель волшебных ключей", "Астрель, хранитель леса", другие повести 
Пройслер "Маленькая Баба Яга", "Маленький водяной" 
А. Сент Экзюпери "Маленький принц" 
П. Коллоди "Пиноккио" 
Г. Фаллада "Истории из Бедокурии" 
Б. Житков "Что бывало" 
Ю. Яковлев "Рыба солнце" 
Р. Толкиен "Хоббит или Туда и Обратно" 
К. Льюис "Хроники Нарнии" 
А. Погорельский "Черная курица или подземные жители" 
Л. Барри "Питер Пен и Венди" 
Г.Х. Андерсен "Русалочка", "Снежная королева", "Дикие лебеди" 
Э.Т.А. Гофман "Щелкунчик и мышиный король"

Дата изменения информации: 26.12.2018 10:31

Контакты
  • 186660, РК, Лоухский р-н, п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1
  • (81439) 5-18-08
  • ppmscentr@onego.ru

Связаться с разработчиком сайта
Случайное фото

зал для групповых занятий

зал для групповых занятий

Смотреть альбом