Телефон:
(81439) 5-18-08
Адрес:
186660, РК, Лоухский р-н,
п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1

Привлечение внимания

   Очень частой причиной «плохого поведения» у учеников бывает потребность в особом внимании к себе.

   Пожалуй, самое неприятное для человека – это чувствовать себя «пустым местом».

 Когда класс, пассажиры в транспорте или собственные домочадцы не реагируют на присутствие: не видят, не отвечают, не замечают, - что хочется сделать нормальному человеку? Хочется повысить голос, рассердится, даже толкнуть. Т.е. так или иначе дать понять: «Я не пустое место!»

 Личностное внимание нужно даже младенцам, чтобы они нормально развивались; без него быстро умирают старики. Оно является базовой жизненной потребностью для всех, кто родился человеком. А значит хотим ли мы этого или нет, но время от времени наступает голод на личностное внимание.

Характеристики поведения направленного на привлечение внимания.

Активное поведение

Приемы: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса.

Пасссивное поведение

Приемы: ученики демонстрируют поведение «в час – по – чайной – ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.

Реакция учителя

Чувства: раздражение и возмущение.

Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.

Ответы ученика на реакцию учителя

 

Временно прекращает выходку.

Причины поведения

  1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
  2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
  3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом»

Сильная сторона поведения.

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем.

Принципы предотвращения поведения.

  1. Больше внимания уделять хорошему поведению.
  2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом нуждаются.

 

Когда цель – привлечение внимания: меры экстренного педагогического воздействия.

Стратегии

Техники

Минимизация внимания

-          Игнорируйте демонстративное поведение

-          Контакт глазами

-          Становитесь рядом

-          Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока

-          Посылайте письменные замечания

-          Используйте «я – высказывание»

Разрешающее поведение

-          Стройте урок на основе вопиющего поведения.

-          Доведите до предела демонстративную выходку

-          Весь класс присоединяется к выходке

-          «Разрешенная квота»

Делайте неожиданности

-          Выключите свет

-          Издайте музыкальный звук

-          Говорите тихим голосом

-          Измените голос

-          Говорите со стеной (или с портретом)

-          Временно прекратите вести урок

Отвлеките ученика

Задавайте прямые вопросы.

Попросите об одолжении.

Измените деятельность.

Обращайте внимание класса на при – меры хорошего поведения

Благодарите учеников.

Пишите имена примерных учеников на доске

Перетаскивайте учеников

Меняйте учеников местами «стул размышлений».

 

Когда цель – привлечения внимания: меры экстренного педагогического воздействия.

Стратегия 1. Минимизация внимания.

  Происходит парадоксальная вещь: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (классу) только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников? Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

   Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать. «Нет ответа» - значит цель не достигается с помощью этого действия. Когда ученик ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится моего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом.

   Контакт глазами. «Пристально посмотрите на него». Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) – это все внимание, которое они «вручили» за свою проделку. Никаких слов – только взгляд.

 Встаньте рядом. Физическое приближение – другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и станьте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.

Используйте имя ученика. «Т.О., квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме». Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение.

Пошлите «секретный сигнал». Вы можете использовать какие – то жесты, смысл которых известен детям (приложить палец к губам и сказать: «Тес»

Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания.

Приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием:

 «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано. Этот прием, конечно, работает с учениками, которые хорошо и быстро читают.

Формулируйте «Я – высказывания». Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают, и просто хочется крикнуть ученику, который заводит класс «Прекрати немедленно!»

  В этих случаях применяйте «Я – высказывания». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что я теряю мысль. Пожалуйста перестань.

Я – высказывание состоит из 4 частей.

  1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас.
  2. Называет чувства учителя в этот момент.
  3. Описывает эффект от плохого поведения.
  4. Содержит просьбу.

Стратегия  № 2  Разрешающее поведение.

   Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается в том, чтобы не запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным.

  Сделайте свой урок на основе вопиющего поведения. Этот прием хорошо работает с ругательствами, которые м.б. использованы в теме «Сленг», с надписями на английском языке (название рок – групп и молодежный лозунгов) – в английском, с выкриками запомнившихся рекламных слоганов – в обучении орфографии, пунктуации.

   Доведите до предела демонстративную выходку. Этот прием годится для многих хамских выходок: учеников, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять весь урок, ученики, которые постоянно болтают или издают неприличные звуки, должны записать полную часовую аудиокассету своих ручей звуковых упражнений, принести завтра.

Весь класс присоединяется к выходке (стук).

Используйте «разрешенную квоту» «На сегодня все!». С каждым днем все меньше и меньше.

Стратегия № 3. Делайте неожиданности! Часто мы можем прекратить поведение действуя неожиданно.

Приемы:

Выключи свет.

Издайте музыкальный звук.

Начните говорить тихим голосом.

Ученики начинают прислушиваться обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

Измените ваш голос.

Говорите со стеной или «с портретом Пушкина».

Этот прием хорошо работает в 5-7 кл.

Стратегия № 4. Отвлеките ученика. Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик нарушает поведение. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем – либо другом. Как это сделать практически?

Задавайте прямые вопросы.

Попросите об одолжении. Нельзя использовать этот прием часто.

Измените деятельность.

 

Стратегия № 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения.

Полезнее не говорить ученику – нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому – то из его одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо. Так вы подчеркиваете, что хорошее, а не плохое поведение заслуживает внимания учителя и его уважения.

Благодарите учеников.

Пишите имена примерных учеников на доске.

Стратегия № 6. Пересаживайте учеников.

Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться.

Меняйте учеников местами.

Стул размышлений.