Телефон:
(81439) 5-18-08
Адрес:
186660, РК, Лоухский р-н,
п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1

Памятка для учителя Типология специфических ошибок письма при дисграфии

 

Симптоматика дисграфии

Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Выделяются три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Ошибки на уровне буквы и слога.

1. Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов.

Например: «снки»-санки; «кичат»-кричат

Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова.

Например: «бт»-брат; «девча»-девочка.

2. Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений.

Например: «чунал»-чулан; «плюшегово»-плюшевого; «корвом»-ковром.

Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных.

Например: «довр»-двор; «барт»-брат.

3. Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной).

Например: «шекола»-школа; «девочика»-девочка; «ноябарь»-ноябрь; «дуружно»-дружно.

4. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:

  • нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
  • нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

По акустико-артикуляционному сходству смешиваются следующие фонемы:

  • парные звонкие и глухие согласные («тавно», «вазилёк», «польшие», «снешок», «собага», «портвель»;
  • лабиализованные гласные («звенит рочей», «дедошка» (о-у, «клёква, «тюплый (ё-ю);
  • заднеязычные («черёмука», «колгоз», «за голмом»);
  • сонорные («смерый», «крюч», «лабота»);
  • свистящие-шипящие («шиски», «гнёздыско», «шажали», «жажгли», «излозение», «нещет»; «сётка";
  • аффрикаты (ч-щ-«стущал», «роча», ч-ц-«сквореч», «процитал», ч-т-«черчит», «утитель», ц-т-«пцицы», «цвецет», ц-с-«куриса», «рельцы».

По кинетическому сходству:

  • о-а (в ударной позиции) «бонт»-бант, «ураки»-уроки;
  • б-д «людит»-любит, «убача»-удача;
  • и-у «прурода»-природа, «на береги»-на берегу;
  • п-т «стасли»-спасли, «стисыват»-списывать;
  • х-ж «поймал еха»-поймал ежа, «ледожод»-ледоход;

5. Персеверации (застревание):

  • в пределах слова-«магазим», «за зашиной»-за машиной;
  • в пределах словосочетания-«у деда Модоза»;
  • в пределах предложения-«Девочка кормила петуха и курм»

6. Антиципации (упреждение, предвосхищение):

  • в пределах слова-«на девевьях», «дод крышей»;
  • в пределах словосочетания, предложения-«Жукчат ручейки», «Жалобко замяукал котенок».

Возможна персеверация и антиципация слога (и даже слова)-«стутупали»-ступали», «спуспуклись»-спускались, «мелго мелкой рыбы»-много мелкой рыбы.

Ошибки на уровне слова.

1. Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

  • когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение- «и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри»;
  • при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова-«б рат», «поп росил», «д ля», «п чёлы»

2. Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом- «ветки елии сосны», «кдому», «надерево».

Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более- «быличудные дни», «кругомтихо», «идётработа»

3. Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них-«у дедмо Рза»-у деда Мороза, «врекепе тя»-в реке Петя поймал

4. Контаминации (объединение элементов)-«лептбау»-лепят бабу, «блзм»-была зима, «мишкпаркилрит»-в мешке подарки для ребят.

5. Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словобразования:

  • при подборе проверочных слов для прояснения конечного согласного: «лёдик»-лед, «мёдик»-мед;
  • образовании существительных посредством суффикса –ИЩ- «рукища»-рука, «ногища»-нога;
  • образовании прилагательного от существительного-«поленой цветок»-цветок растущий в поле, «медведин хвост»-медвежий, «ветерный день»-ветреный;
  • несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем-«сильнеет греет солнышко», «взмахнул лопатый»;
  • ошибочное использование приставки или суффикса- «Пожарник поливает пожар», «Лосиха присторожилась», «Башня выглянула гмуро»-башня выглядела хмуро

Ошибки на уровне предложения.

1. Отсутствие обозначения границ предложений-заглавных букв и точек-«гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».

2. Аграмматизмы проявляются в нарушении связи слов:

  •  согласования и управления-«большая белая пятно», «ворона перезимовало», «уже зеленеет всходы», «Торжество счастья захлестнули птицу»; «на ветки деревьях», «по дорожках сада»;
  • изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени;
  • трудности в оперировании однородными членами предложения-«Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей»;
  • трудности в употреблении предлогов (пропуск, замена, реже-удваивание)-«вызвал доске», «играю из девочкой Леной», «в прохладную воду в светлой реки».