• 186660, РК, Лоухский р-н, п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1
  • (81439) 5-18-08
  • ppmscentr@onego.ru
Поиск
Главная страница / Педагогам / Роль учителя и воспитателя в распознании признаков жестокого обращения с ребенком

Роль учителя и воспитателя в распознании признаков жестокого обращения с ребенком

 

И.Н.Григович

Кафедра детской психиатрии ПетрГУ

Жестокость взрослых по отношению к детям вообще и, к своим, в частности, известна с очень давних времен. Развитие цивилизации не избавило детей от этой социальной беды, но увеличило знание общества о том, каким видам насилия подвергаются дети и кто виновен в плохом обращении с ними. Во многих государствах была разработана законодательная база по защите детей, возникли научные коллективы, изучающие виды и причины жестокости, а также стали создаваться общественные организации, оказывающие помощь пострадавшим детям и их семьям.

Жестокое обращение с ребенком возможно со стороны любого взрослого человека, постороннего, не связанного ни с ребенком, ни с его родителями, а просто избившего его при случайной встрече. Однако для общества  особую опасность представляет жестокость, проявляемая в семье к собственному ребенку, или к детям, находящимся в коллективе со стороны тех взрослых, которые в этом коллективе работают и под чьей защитой эти дети временно или постоянно находятся. Например, жестокость по отношению к ученику со стороны учителя в школе, или воспитателя к ребенку в детском доме или в дошкольном учреждении, со стороны медицинского персонала к ребенку-пациенту, если он лежит в больнице и даже со стороны полицейского, если провинившийся несовершеннолетний был забран в участок за какие-то нарушения. Во всех перечисленных ситуациях жестокость по отношению к ребенку имеет специальное название: «Синдром жестокого обращения с ребенком (СЖО)».

Вначале, когда американский педиатр Генри Кемп в 1962 году  предложил использовать этот термин, к СЖО относились только дети, пострадавшие от физического насилия. Затем к этому синдрому стали относить сексуальную эксплуатацию детей, психическое насилие, различные виды запущенности: лишение ребенка крова, пищи, препятствие к получению образования, отказ от медицинской помощи, пренебрежение  защитой ребенка от получения травм. Примерно 20 лет тому назад к СЖО во многих странах также стали относить употребление беременными женщинами алкоголя, наркотиков, других токсических препаратов, а также  курение, Связано это с тем, что все перечисленное вызывает тяжелое поражение плода, развитие у плода аномалий головного мозга и других внутренних органов.

В настоящее время «Синдром жестокого обращения с ребенком» это: «Любой вид плохого обращения с ребенком со стороны родителей, лиц их заменяющих, близких родственников, опекунов и тех лиц, которые несут юридическую ответственность за жизнь, здоровья и безопасность ребенка в  отсутствие родителей».

СЖО – очень широко распространенный вид социального неблагополучия детского населения во многих странах, в том числе и в России. Так, по данным МВД и Минздравсоцразвития РФ (данные опубликованы в открытой печати в 2003 году) в нашей стране ежегодно гибнут от этого синдрома в среднем 2 тысячи детей, а более 40 тысяч обращаются в медицинские учреждения по поводу телесных травм. В 2003 году 60 тысяч родителей были лишены родительских прав в связи с плохим обращением со своими детьми, а почти 173 тысячи неблагополучных родителей по этой же причине были поставлены на учет в муниципальных органах внутренних дел. Что касается сексуальных преступлений, совершенных с детьми, то только в 2007 году их зафиксировано около 9 тысяч (Доклад МВД на Совете Безопасности РФ в марте 2009 года).

Своевременное выявление детей, подвергшихся любому виду СЖО очень важная задача, так как невмешательство в процесс плохого обращения может привести к тяжелым нарушениям здоровья ребенка, к повторным эпизодам насилия, причем, каждый следующий эпизод носит более тяжелый характер, и все это может закончиться смертью.

С пострадавшими от СЖО детьми встречаются и должны уметь его заподозрить в первую очередь представители тех специальностей, которые встречаются с детьми часто по роду своей деятельности. К ним относятся: детские врачи, школьные учителя, воспитатели детских домов и дошкольных учреждений, тренеры спортивных секций, инспекторы по делам несовершеннолетних правоохранительных органов, социальные работники. В тех странах, в которых имеются Законы по защите детей от СЖО, перечисленные выше специалисты обязаны знать, как выглядят дети, подвергающиеся жестокому обращению и сообщать о своих подозрениях в специальные органы власти. Если они этого не делают, то могут подвергнуться административному и даже уголовному наказанию. В странах с развитым гражданским обществом и действующим Законом по защите детей, любой гражданин считает своим долгом сообщить в соответствующую организацию о своих подозрениях, если он считает, что с ребенком обращаются жестоко. Такая информация принимается круглосуточно и проверяется сотрудниками этой службы, имя человека предоставившего информацию, сохраняется в тайне и, если факт СЖО не подтвердился, информатор ответственности не несет.

В РФ нет специального Закона по защите детей от СЖО, поэтому сообщения о подозрении на плохое обращение с ребенком отправляются очень редко и, как правило, в местную полицию и только тогда, когда факты насилия над ребенком, граничат с уголовными преступлениями. Правда, некоторые ведомства – МВД, Минздравсоцразвития, Министерство образования разработали и разослали в подведомственные учреждения Информационные письма с рекомендациями по выявлению СЖО у детей. Такие письма были разосланы и в РК в 2003 году. Письма носят рекомендательный характер, и потому к ним обращаются очень редко, а во многих учреждениях о них уже давно забыли. В них было рекомендовано сообщать о своих подозрениях в две организации: в местный отдел опеки и управление полиции. В настоящее время банк данных о детях, подвергшихся СЖО, имеется только в ДРБ. В нем имеются данные о 486 пострадавших от различных видов СЖО с 1996 по настоящее время. Поскольку информация о СЖО у нас имеется только о тех детях, которые находились на лечении в одном учреждении, судить о распространенности  СЖО среди всего населения даже в Карелии не представляется возможным.

Считаем полезным привести те объективные и субъективные критерии, по которым у не медицинского работника может возникнуть подозрение на СЖО с ребенком. Для детских врачей и медицинских сестер критериев значительно больше.

Физические признаки.

1. Наличие на коже ребенка следов ушибов («синяки»), ссадин, царапин. Особенно, если они обнаруживаются часто, а «синяки» имеют разную окраску (красные, синие, зеленые, желтые). Это свидетельство того, что они получены в разное время, и ребенок травмируется постоянно.

2. Ребенок с внешними признаками запущенности: грязный или не опрятный. В грязной одежде, с исходящим от него плохим запахом. Вшивость и.т.п.

3. Часто пропускающий уроки без уважительной причины.

4. Постоянно невысыпающийся ребенок.

5. Появившиеся случаи недержание мочи, до того не имевшие места у данного ребенка.

Особенности поведения детей, подвергающихся СЖО.

1.Повышенная раздражительность или замкнутость у ребенка, до того с нормальным поведением.

2.Агрессивное поведение по отношению к своим товарищам и/или к учителям.

3.Появившаяся склонность к уединению.

4.Ухудшение успеваемости.

5.Снижение самооценки.

6.Появившийся интерес к книгам, посвященным внутрисемейным отношениям, самоубийствам и.т.п.

7.Избыточная потребность во внимании со стороны воспитателей у ребенка дошкольного и раннего школьного возраста.

Напомним, что все перечисленные признаки всего лишь косвенные и не могут считаться достоверными до установления врачами- специалистами их происхождения. «Синяки», царапины, недержание мочи и другие перечисленные признаки якобы СЖО, могут быть проявлениями многих заболеваний ребенка. Исключение составляют только неопрятность, вшивость, грязная одежда, которые без сомнения свидетельствуют об истинной запущенности в этой семье. Выяснение причин имеющихся у ребенка признаков, позволяющих заподозрить СЖО, требует правильного поведения взрослых, которые работают с детьми. Будь то медицинский работник, учитель или воспитатель он должен проявить внимательность, деликатность и доброжелательность. И, что очень важно, все разговоры с ребенком должны происходить без свидетелей и не напоминать допрос. В тех случаях, когда ребенок расскажет  вам о плохом с ним обращении, а вы посчитаете, что его домашний конфликт не настолько серьезный, чтобы информировать о нем соответствующие организации, то разговор можно оставить без последствий, дав ребенку несколько советов по налаживанию взаимоотношений с обидчиками. В некоторых случаях необходим разговор с родителями, но следует об этом посоветоваться с ребенком, так как, если этого не сделать, то такая беседа может лишь ухудшить ситуацию для ребенка, и он после этого больше не будет вам доверять. Однако не редко конфликты в семье носят чрезвычайно опасный для ребенка характер и тогда, вы должны посоветоваться  со специалистами и  с руководством вашего учреждения об информировании отдела опеки и муниципального органа МВД о подозрении на СЖО.

Тем, кто желает более подробно ознакомиться с проблемой СЖО, рекомендую прочитать следующую литературу.

1.       Алексеева И.А. Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. 2-е издание, дополненное и переработанное – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. – 460 с.

2.       Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие. Учебное пособие. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. – 79 с.

3.       Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Часть II. Запущенность. Сексуально-порочное обращение с ребенком Учебное пособие. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. – 108 с.

 

 

 

 

 

 

Дата изменения информации: 26.06.2019 15:03

Контакты
  • 186660, РК, Лоухский р-н, п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1
  • (81439) 5-18-08
  • ppmscentr@onego.ru

Связаться с разработчиком сайта
Случайное фото

сенсорная комната

сенсорная комната

Смотреть альбом