О способностях и их развитии
Один мой друг – большой артист,
Играет с юных лет.
Другой – ученый, он готов
Познать весь белый свет.
А третий – музыкой пленен,
Четвертый, видит Бог,
Поэт, его стихи зимой
В сердцах растопят лед.
Они – способны; говорят:
«У них таланты есть».
А как развить их ? – вот вопрос,
Ответ ищите здесь.
Н.Козырева
Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков , возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.
Формирование способностей
- В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности (музыкальные, поэтические и другие задатки)
- Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
- Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.
Типы способностей
- Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
- Специальные способностипозволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.
Одновременно выделяют следующие виды способностей.
- Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
- Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие (создание предметов материальной и духовной культуры).
- Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.
Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.
Учебные и творческиеспособности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативныеспособности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.
Уровни способностей
- Одарённость— это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность.
- Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей. Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.
Выделяют следующие виды одаренности:
- художественная(высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве);
- общая интеллектуальная и академическая(характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высокоразвитыми способностями к переработке информации, проявляется в успешности обучения);
- творческая(порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
- социальная(предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
- практическая(характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, знанием сильных и слабых сторон и способностью использовать это знание; это способность менеджера, посредника).
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
- Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
- Талант— это высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений. Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.
- Гениальность—это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Гениальные люди открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Они в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества. Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко ) отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.
В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.
Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.
Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.
Показатели способностей:
- высокий темп усвоения и обучения;
- широта переноса навыков внутри деятельности;
- низкая утомляемость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
- индивидуальное своеобразие деятельности;
- выраженный интерес к деятельности и высокая мотивация.
Пути развития способностей:
- семейное обучение и воспитание,
- школьное обучение и воспитание,
- формирование и развитие профессиональных способностей,
- самовоспитание и саморазвитие,
- влияние окружающей среды,
- примеры жизни ярких личностей (исторических, современников, литературных героев).
Развитие способностей в семье.
Приведенные ниже этапы взяты из книги «Одаренный ребенок»(13).
1. Первый этап – игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: неторопливость, спокойствие, рассудительность.
2. Второй этап – индивидуальность.
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.
Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виноватым педагога и пытаются его замерить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
3. Третий – этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
4. Четвертый – этап мастерства.
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают таких высот единицы.
Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Вывод:
- На первом этапе ребенок тянется за родителями;
- На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;
- На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.
Как бы не возрастала со временем значимость наставника, педагога, их задача – рост профессионального мастерства. Задача же родителей – воспитание, умение понимать, сопереживать и просто любить ребенка, независимо от его дарований.
Заканчивая вопрос о развитии способностей, нужно сказать еще и о таких немаловажных факторах, как макросреда и профориентация.
Макросреда – это общество, в котором родился и живет человек. И, естественно, наиболее благоприятной является та ситуация когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов, уделяя внимание совершенствованию системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения. Профориентация – выбор жизненного пути и профессиональное самоопределение. Впервые с этим понятием мы сталкиваемся в школе, когда нам предлагают заполнить специальные тесты. Они позволяют выявить определенные способности человека к той или иной деятельности, помогая тем самым найти свой путь в выборе профессии.
Таким образом, способности – это прижизненные образования, развитие которых идет в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание активно их формируют.
Б.М. Теплов говорил: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается».