Телефон:
(81439) 5-18-08
Адрес:
186660, РК, Лоухский р-н,
п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1

Дети и ложь

Ложь подростков имеет свои характерные особенности, виды и мотивы. Связано это со своеобразием возрастных кризисов, происходящих в процессе развития личности. Наиболее распространенные мотивы подростковой лжи: избегание наказания; стремление добыть что-то, чего иначе не получишь; защита друзей от неприятностей; самозащита или защита другого человека; желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда; охрана личной жизни, защита своей приватности; стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть. Одни причины коренятся в личности подростка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), другие в его окружении (семья, сверстники), некоторые зависят от пола и возраста. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, религии, исторической эпохи, в которую развиваются подростки.

Подростковая ложь – это сигнал, о том, что с подростком что-то происходит. Если ваш ребенок использует обман не как средство защиты, а как нападения, значит Вы не контролируете ситуацию.

1. Основные причины подростковой лжи: первая причина — привлечение к себе внимания. Так бывает в тех случаях, если подросток не уверен в том, что он по-прежнему любим своими родителями или же не интересен своим ровесникам. Возможно, ребенок считает, что с помощью лжи он сможет преодолеть барьер между собой и людьми, чьим мнением о себе он дорожит. И при этом не понимает, что может окончательно лишиться их доверия. Родителям необходимо предупредить об этом своего ребенка. А ещё им нужно задуматься о том, не чувствует ли себя их ребенок обделённым? Достаточно ли внимания уделяют ему в семье? Можно ли с уверенностью сказать, что ребёнок чувствует, что его не только любят, но и ценят, с его мнением считаются?

2. Вторая причина — желание вырваться из-под контроля. Когда ребенок становится старше, у него появляется потребность в большей автономности от взрослых. Ребенок начинает создавать такое недоступное для всех пространство, где хозяйничать может только он сам. Иногда желание быть независимым приводит подростков к совершенно бессмысленной лжи. Так, он может сказать, что был на тренировке, хотя на самом деле ходил в библиотеку. И это притом, что родители не ругали бы ни за библиотеку, ни за тренировку. Просто у подростка происходит процесс формирования своей частной, личной жизни. Это всего лишь признак взросления, и родителям не стоит зря расстраиваться.

3. Третья причина – обида на родителей. Это случается когда родители более внимательны к младшему ребенку или постоянно ссорятся между собой, или даже развелись, а подростка отдалили от семьи. Нередко причиной лжи может послужить какие-то незначительные события, с точки зрения взрослых.

4. Четвертая причина — значительные проблемы в школе или в другой значимой для него среде: не складываются отношения с одноклассниками, возникли трудности с учебой или он попал в другую трудную жизненную ситуацию (денежный долг, необходимость помочь другу и др.). Проблемы его «вне дома», но вызывающе он начинает вести себя именно с родителями. А причина — резко снизившаяся самооценка от неумения справиться с обстоятельствами.

Задача родителей в данном случае — помочь ребенку сформулировать эту проблему и предложить варианты вашей помощи. Главное — не ранить его самолюбие и возвратить ему нормальную, позитивную самооценку.

5. Пятая причина – самая распространенная — страх перед наказанием. Явным признаком педагогической некомпетентности, а чаще просто педагогического бессилия, является использование в семье таких недопустимых средств, как запугивание, угрозы, наказание физическим трудом, словесные оскорбления. Так, например, последствием физических наказаний является трусость, покорность, бессердечие, озлобленность, лицемерие и жестокость, и как следствие бесконечная ложь.

6. Шестая причина — часто родители провоцируют подростковую ложь, выстраивая, например, невыполнимые барьеры, когда родительская позиция «нельзя» становится доминирующей в воспитании, и когда запреты не объясняются, не расшифровываются, а значит, не понимаются и не принимаются ребенком. Так, например, когда подростка лишают какого-то удовольствия, например, похода на дискотеку, если получил «3», он прибегает ко лжи. В какой-то мере его спровоцировали на эту ложь, т. к. общение со сверстниками в подростковом возрасте доминирует, оно необычайно значимо для него и он сделает все, чтобы пойти с друзьями. Это достаточно прямолинейная ложь, и чаще всего родители видят, что им лгут, но не могут адекватно отреагировать, и тем самым еще больше усугубляют ситуацию, закрепляя за подростком право на ложь.

7. Седьмая причина- ложь во спасение, в подростковом возрасте используется довольно часто.Так как в этом возрасте дружбе придаётся особое значение, то солгать, чтобы в острые моменты спасти своих друзей – это, по мнению подростка, благородный поступок. Вполне искренне он будет считать, что не делает ничего плохого, используя для спасения ровесников ложь в любом виде – умолчание, отрицание очевидного и тому подобное.

Естественно, характер и истоки лживого поведения подростка можно дифференцировать. Во-первых, можно выделить ложь бессознательную, которая не осознается подростком и не приносит выгоды. Такая ложь пройдет по мере развития и взросления подростка. Однако нельзя ее оставлять без внимания, необходимо ее проверить, проговорить с ребенком его фантазии, указать на их невероятность, на ошибки, восстановить с ним истинную картину.

Во-вторых, пожалуй, самая распространенная ложь – ложь из потребности в самосохранении, в основе которой лежит, прежде всего, страх наказания, лишения, унижения и т. п. Именно страх толкает подростка на невероятную ложь, на безумные фантазии, на нагромождения лжи, что приводит к тому, что он начинает путаться и погрязает все глубже и глубже, и как следствие формируется повышенный уровень тревожности, возбудимости, нервного перенапряжения, а иногда и срыва.

В-третьих, довольно часто встречается ложь – хвастовство. Потребность быть в центре внимания, быть объектом восхищения толкает подростка на сочинение различных историй, порой настолько невероятных, что взрослые не знают, как реагировать.

В-четвертых,ложь из озорства.

И наконец, ложь альтруистическая. К последнему виду лжи большинство подростков относятся легко, считая ее простительной или даже похвальной.

Что делать?

  • Во взаимоотношениях взрослых с подростком следует уменьшить количество запретов, следить за тем, чтобы они были контролируемы, постоянны, и адекватны, а также соотнесены с реальностью. Надо понимать, что любой запрет заставляет ребенка искать вариант обойти его, особенно, если он не проверяется или предъявлен в резкой категорической форме.
  • Следует помнить, что любое физическое наказание может повлечь за собой попытки избежать его с помощью лжи.
  • Чтобы предупредить появление лживости, необходимо создавать как в семье, так и в школе отношения, доверия, доброжелательности, уважительности и чуткости, тогда дети будут искренними и открытыми, а ложь останется за пределами семьи и школьных отношений.

Татьяна Алексеевна Лопушанская
социальный педагог СП «Донское» ЦПМСС «Взаимодействие»

Литература:

  1. Барсукова О. В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи. Издание — Молодой ученый. 2012. № 2.
  2. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи, 2011 г.
  3. Орлова Е. Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия. Издательство: Питер, СПб. 2011
  4. Экман П. «Почему дети лгут?». М.: Педагогика — Пресс, 1993.