• 186660, РК, Лоухский р-н, п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1
  • (81439) 5-18-08
  • ppmscentr@onego.ru
Поиск

Тревожный ребенок, как ему помочь

 Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях,в том числе в таких, которые к этому не предрасполагают.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин ее возникновения считают нарушения детско-родительских отношений (недостаток внимания со стороны родителей, проявления нелюбви к ребенку, формирование у него беззащитности, безнадежности и отсутствие опоры в близком окружении).

Повышению тревожности у детей могут способствовать:

  • Неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями. Тревога родителей часто передается детям.
  • Конфликтность самооценки — высокие притязания и сильная неуверенность в себе. Такой конфликт порождает у ребенка чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости и напряженности. Это приводит к перегрузкам и перенапряжению, которые ведут за собой нарушения внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.
  • Неадекватные требования к ребенку со стороны значимых взрослых: завышенные требования, противоречивые требования, негативные требования, которые могут унизить или поставить ребенка в зависимое положение.
  • Неблагополучная обстановка в семье — конфликты родителей, развод, смерть близкого человека.

 

Тест «Как узнать испытывает ли Ваш ребенок тревожность?»

Данный тест предназначен не только для психологов, но и для всех взрослых, не имеющих специального психологического образования, которых интересует внутренний мир ребёнка, причины его поступков, отклонений в поведении. Он поможет родителям самостоятельно выявить признаки тревожности, уровень притязаний ребёнка, выяснить причины его капризов. Тест подскажет, на что нужно обратить особое внимание и выбрать дальнейший план действий.

Инструкция. Внимательно прочитайте данные утверждения и поставьте знак « + » -  если согласны, если не согласны с утверждением – знак « - ».

1. Ребенок легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ворчит; не может успокоиться.

3. Капризничает раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины, уходит в себя.

7. Как и в первые годы, снова сосет соску, или палец, или всё вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света или без присутствия рядом близких людей.

9. Спит беспокойно, ночью просыпается.

10. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя или, наоборот, становится заторможенным и вялым при выполнении заданий.

11. Есть или появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

12. Есть или нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

13. Быстро утомляется, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

14. Все труднее найти с ребенком общий язык, договориться.

15. Становится сам не свой, без конца может менять свое решение.

16. Жалуется на головные боли вечером или боли в области живота утром.

17. Отсутствует или снижается аппетит.

Если отвечая на вопросы, Вы ответили «Да» в половине случаев, то можно говорить о высокой тревожности. Есть необходимость обратиться к специалисту.

Критерии определения тревожности у ребенка.

  • Постоянное беспокойство.
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  • Раздражительность.
  • Нарушение сна.        
  • Характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.

 Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Рекомендации родителям, для профилактики тревожности у детей.

  • Общаясь с ребёнком, обращайтесь к нему по имени, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (педагогов, родственников, друзей).  
  • Избегайте сравнения с другими детьми, сравнивать только с собственными успехами и неудачами ребенка. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок, секцию, студию по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. Можно определить ребенка  в секцию или кружок, где дети немного младше, создать изначально ситуацию успеха. Конечно не сообщая об этом ребенку.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка. Хвалите ребенка, гордитесь им, рассказывайте и показывайте его достижения.
  • Не замечайте ошибки, неудачи. Даже в плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше публичных замечаний ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Приободряйте во всех начинаниях, и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной, создавайте ситуацию успеха.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку различного рода наказаниями.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

Если Вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты. Научитесь наслаждаться общением с ним. Берегите его . Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. 

Дата изменения информации: 26.12.2018 16:42

Контакты
  • 186660, РК, Лоухский р-н, п. Лоухи, ул. Железнодорожная, д. 1
  • (81439) 5-18-08
  • ppmscentr@onego.ru

Связаться с разработчиком сайта
Случайное фото

кабинет учителя-логопеда

кабинет учителя-логопеда

Смотреть альбом